БАДы. Как избежать лохотрона. Заключение о БАДах.
С БАДами у нас в стране полнейший бардак по причине того, что они причислены к пищевым! продуктам, а не лекарственным средствам. Увы, это дает возможность распространять их, например, в продуктовых магазинах. БАДы можно продавать только в определенных местах, о которых будет сказано ниже. Так что БАДы, продаваемые не там - это точно лохотрон. Если не хуже. В такие БАДы ладно, если толченый мел положат, иногда добавляют ПСИХОТРОПНЫЕ И НАРКОТИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА, чтобы вызвать привязанность к препарату. А стоят они дорого. Представляете, что может получиться... Далее следует само исследование со всеми терминами для точного понимания, что у нас магазин, а что ларек, лоток и тому подобное во избежание ошибки, с выдержками из законодательства. Отмечу, что оно готовилось для нашего отдела государственного контроля. Каждый из вас может ПОТРЕБОВАТЬ все документы на БАД!!!!!
I. Торговые объекты, осуществляющие продажу БАДов.
У торгового объекта должен быть договор на размещение (установку) и (или) договор аренды или субаренды. В соответствии с СанПиН 2.3.2.1290-03 "Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)" розничная торговля БАД может осуществляться только через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски). В соответствии с "Правилами продажи отдельных видов товаров" (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.98 № 55) при осуществлении розничной торговли в месте нахождения покупателя вне стационарных мест торговли: на дому, по месту работы и учебы, на транспорте, на улице и в иных местах (далее именуется - разносная торговля) не допускается продажа продовольственных товаров (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий в упаковке изготовителя товара), лекарственных препаратов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, оружия и патронов к нему, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных. БАД являются продовольственным товаром и пищевым продуктом, таким образом, они должны продаваться только в стационарных местах торговли.
Стационарное торговое место - торговое место, используемое для совершения сделок купли-продажи, которое расположено в стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов (залов обслуживания посетителей), то есть торговой сети, расположенной в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты, в том числе обособленные объекты организации розничной торговли, размещенные на земельных участках и не подлежащие перемещению в течение всего периода времени, предусмотренного договорами на их размещение (установку) и (или) договорами их аренды или субаренды (палатки, ларьки, контейнеры, боксы и т.д.).
стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям;
стационарная торговая сеть, имеющая торговые залы, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и обслуживания покупателей. К данной категории торговых объектов относятся магазины и павильоны; магазин - специально оборудованное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже; павильон - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест;
стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски и другие аналогичные объекты; киоск - строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца; палатка - сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала, не подлежащая перемещению в течение всего периода времени, предусмотренного договором на ее размещение (установку) и (или) договором ее аренды или субаренды;
нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети; разносная торговля - розничная торговля, осуществляемая вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому или на улице. К данному виду торговли относится торговля с рук, лотка, из корзин и ручных тележек; лоток - выносные столики, которые либо ежедневно убираются по окончании торговли, либо оборудованные для удобств продавца навесами, зонтиками и т.д. устанавливаются на определенный срок вблизи торговых предприятий, на улицах городов, в парках, при проведении зрелищных, спортивных и других мероприятий.
Таким образом, БАД может продаваться только в следующих местах:
1. Аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие, имеющие лицензию на осуществление фармацевтической деятельности; 2. Специализированные магазины по продаже диетических продуктов; 3. Продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски). 4. Специализированный киоск, палатка.
Торговля БАД не должна (но не запрещена) осуществляться через Интернет, теле-маркетинг, сетевой маркетинг (имеется в виду система продажи из рук в руки от незнакомых вам людей, или, другими словами, прямая продажа, вне стационарной торговой сети) и курьерскую доставку!
Торговля БАД не должна осуществляться с лотков!
Торговля БАДами не должна осуществляться в одной секции (на одной полке, столике) с непродовольственными товарами!!!
II. Документы на БАДы, которые должны быть на торговом объекте.
На торговом объекте должен быть один из трех документов на БАД: - регистрационное удостоверение Минздрава России (ранее выданные регистрационные удостоверения на биологически активные добавки к пище действительны до истечения срока их действия); - санитарно-эпидемиологическое заключение Департамента госсанэпиднадзора Минздрава России; - свидетельство о государственной регистрации продукции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В случае, если на этикетке или потребительской упаковке БАД указана информация об эффективности использования БАД для оптимизации различных видов обмена веществ и нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека необходимо наличие сертификата соответствия Системы добровольной сертификации биологически активных добавок к пище, пищевых добавок и пищевых продуктов, полученных из генетически модифицированных источников.
III. При осуществлении реализации БАДов должны соблюдаться положения следующих нормативных правовых документов:
1. Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД) СанПиН 2.3.2.1290-03, утвержденные постановлением Минздрава России от 17.04.2003 № 50 (выдержка)
7.4. Требования к реализации БАД 7.4.1. Розничная торговля БАД осуществляется через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие), специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски). 7.4.2. При размещении и устройстве помещений для реализации БАД следует руководствоваться требованиями действующих санитарных правил и других нормативных документов для аптечных учреждений и организаций торговли. 7.4.3. Реализуемые БАД должны соответствовать требованиям, установленным нормативной и технической документацией. 7.4.4. Розничная продажа БАД осуществляется только в потребительской упаковке. 7.4.5. Маркировочный ярлык каждого тарного места с указанием срока годности, вида продукции следует сохранять до окончания реализации продукта. 7.4.6. Не допускается реализация БАД: - не прошедших государственной регистрации; - без удостоверения о качестве и безопасности; - не соответствующих санитарным правилам и нормам; - с истекшим сроком годности; - при отсутствии надлежащих условий реализации; - без этикетки, а также в случае, когда информация на этикетке не соответствует согласованной при государственной регистрации; - при отсутствии на этикетке информации, наносимой в соответствии с требованиями действующего законодательства.
2. Правила продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (выдержка)
II. Особенности продажи продовольственных товаров 32. Информация о продовольственных товарах в соответствии с обязательными требованиями стандартов в зависимости от вида товаров помимо сведений, указанных в пунктах 11, 12 и 13 настоящих Правил, должна содержать: наименование входящих в состав пищевых продуктов ингредиентов, включая пищевые добавки; сведения о пищевой ценности (калорийность продукта, содержание белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов), весе или объеме; (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81) назначение, условия и область применения (для продуктов детского, диетического питания и биологически активных добавок); (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81) способы и условия приготовления (для концентратов и полуфабрикатов) и применения (для продуктов детского и диетического питания); (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81) условия хранения (для товаров, для которых установлены обязательные требования к условиям хранения); дату изготовления и дату упаковки товара; (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2002 N 81) противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний (для товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для употребления в пищу при отдельных видах заболеваний); сведения о государственной регистрации (для пищевых продуктов, подлежащих государственной регистрации). (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 81) По требованию покупателя продавец обязан ознакомить его с удостоверением качества и безопасности реализуемой партии пищевых продуктов, изготовленных на территории Российской Федерации, или его заверенной копией. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 81) 33. Товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи должны быть освобождены от тары, оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров. …38. В местах торговли продовольственными товарами могут продаваться сопутствующие непродовольственные товары и оказываться услуги общественного питания. При этом торговля сопутствующими товарами и оказание услуг общественного питания не должны приводить к ухудшению качества и безопасности продовольственных товаров и условий их продажи, установленных обязательными требованиями стандартов.
3. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов СанПиН 2.3.2.1078-01, утвержденные постановлением Минздрава России от 14.11.2001 № 36 (выдержка)
2.18. Для отдельных видов пищевых продуктов (продукты детского, диетического и специализированного питания, пробиотические продукты, пищевые добавки, биологически активные добавки к пище, пищевые продукты из генетически модифицированных источников и др.) указываются: - область применения (для продуктов детского, диетического и специализированного питания, пищевых добавок, биологически активных добавок к пище); - наименование ингредиентов, входящих в состав пищевого продукта, пищевые добавки, микробные культуры, закваски и вещества, используемые для обогащения пищевых продуктов; в биологически активных добавках к пище и обогащенных продуктах для биологически активных компонентов указывают также проценты от суточной физиологической потребности, если такая потребность установлена; - рекомендации по использованию, применению, при необходимости, противопоказания к их использованию; - для биологически активных добавок к пище обязательна информация: "Не является лекарством"; - для пищевых продуктов из генетически модифицированных источников обязательна информация: "генетически модифицированная продукция", или "продукция, полученная из генетически модифицированных источников", или "продукция содержит компоненты из генетически модифицированных источников" (для пищевых продуктов, содержащих более 5% компонентов ГМИ); - информация о государственной регистрации.
Рекомендую внимательно ознакомиться с вышеприведенным текстом. Вдруг пригодится... И, кстати, есть целый список запрещенных к продаже БАДов, который обновляется регулярно.
|